Потопов было много...
Сейчас наиболее популярна теория, доказывающая, что катастрофа произошла вовсе не так давно и не была столь разрушительной. Это извержение вулкана на острове Санторин в Эгейском море в середине II тыс. до н.э., которое привело к упадку и конечному исчезновению самую высокую цивилизацию того времени - критоминойскую. Именно этот катаклизм, в конечном итоге, и породил легенду о затопленной стране Атлантиде, впоследствии литературно обработанную Платоном.
Версия, как говорится, изящная, хорошо подтвержденная данными истории и археологии. Но изучение других материалов приводит к очень интересному выводу. В текстах своих диалогов Платон, сам того не зная, смешал воедино сведения о двух Атлантидах, двух трагически погибших высоких цивилизациях древности. Одной и вправду было царство Миноса, подвергшееся удару 100-метрового цунами. Эта страна могла, как сказано у философа, воевать с древними Афинами; описание Атлантиды в диалогах "Тимей" и "Критий" вполне отвечает образу высокоразвитой монархии бронзового века, каковой и была держава минойцев. Однако дата трагедии вовсе не случайна - и вовсе не является результатом простой ошибки греков, плохо знавших египетскую письменность и оттогото, мол, "состаривших" события в 10 раз. Задолго до Санторина, надо полагать, в мире действительно произошло катастрофическое событие, памятное всем народам. Недаром в "Тиме" говорит египетский жрец: "Вы храните память об одном потопе, а ведь их было много до этого"...
Раса могучая и развращенная.
"В то время были на земле исполины. ...это сильные, издревле славные люди.
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил..."
Все, конечно, узнали описание всемирного потопа в Ветхом Завете. Заметим сразу: здесь,
так же, как и в диалогах Платона, говорится об исчезнувшем царстве "сильных, издревле славных" и... предельно аморальных людей. Собственно, Атлантиду олимпийцы покарали как раз за упадок нравов. "Они (жители Атлантиды) оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище... они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила. И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы... помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию" (Диалог "Критий".) Даже слова у Платона и у неведомого автора "Книги Бытия" весьма схожи!
Пойдем дальше. Древние семиты (арамейцы) позаимствовали сюжет мифа о потопе, вошедший в Библию, у вавилонян, те унаследовали его от шумеров. В самом деле, вавилонская эпическая поэма "О все видавшем", восходящая к источникам III-II тыс. до н.э., дает убедительную картину катастрофы. По непонятным причинам "богов великих потоп устроить склонило их сердце". Ясное дело, этот план был тайной от всех людей; лишь одному жителю города Шуриппака на реке Евфрат, некоему Утнапишти, верховный бог Эа велел построить огромный четырехугольный корабль. Точно так же, как много веков спустя библейский Ной, этот Утнапишти соорудил ковчег. "Поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял..."
Словом, опять-таки, подобно Ною, шкмеро-вавилонский герой пережил всемирное наводнение на своем судне - и также причалил к горе, но не к Арарату, а к горе Ницир. Как увидим дальше, этот "горный" финиш - немаловажная подробность... Наука вроде бы подтвердила правдивость начальной легенды. Английский археолог Леонард Вулли, проводивший в 1927-1928 гг. раскопки на берегах Евфрата, нашел на глубине 20 м пласт чистейшего ила. Выше располагался слой с остатками царских гробниц города Ура. В иле не было ни малейших следов человеческой деятельности. Вулли решил копать дальше - и не ошибся. Под 3-метровой толщей речных наносов опять стала попадаться керамика, причем не похожая на оставленную жителями Ура. Возможно, это и был мифический Шуриппак... Не оставалось никаких сомнений: свыше 5000 лет назад в стране шумеров произошел потоп! Но - местного значения, просто аномально высокий паводок на Евфрате, вероятно, вызванный ливнями.
Действительно, - такое бедствие, возможно, унесшее не одну тысячу жизней в Шуриппаке и его окрестностях, должно было остаться в народной памяти и обрасти сказочными подробностями. Более того, никак не осведомленные о событиях в большом мире шуриппакцы могли решить, что, как говорится в эпосе, "все человечество стало глиной". Однако сноватаки эта версия не объясняет именно всемирное мифа о чудовищном наводнении. Как отмечает историк и собиратель разных загадочных фактов А. Горбовский, потоп живописуют священные книги и эпосы множества народов, от кельтов до индейцев Центральной Америки. Вряд ли во всех этих местах пользовались шумерскими источниками!
Хотя - помимо сюжетной близости, в мифах о мировой катастрофе есть еще и, так сказать, сходство идейное. Атланты по Платону и допотопное человечество Ветхого Завета понесли кару за злые страсти, гордыню и развращенность; но ведь о том же говорят и папирусы древнего Египта! За великие грехи боги решили наказать людей смертью - и послали на землю богиню-львицу Хатор-Сехмет. Многих убила она, прежде чем совет богов сжалился над остатками рода людского. Тогда ужасную львицу напоили допьяна пивом, и она прекратила истребление... В священной книге индейцев киче "Пополь Вух" говорится, что боги создали сначала глиняных людей, весьма неудачных, затем - деревянных, не имевших души и разума; обе расы были уничтожены, от них уцелели только выродившиеся лесные обезьяны...
Во многих книгах, посвященных анализу древних мифов разных народов, можно найти утверждение, что общая идейно-сюжетная основа коренится в сходных социальных и хозяйственных условиях существования. В обществах, переходящих от первобытного равенства к имущественному и классовому расслоению, становятся сильны мотивы эсхатологии - учения о грядущей гибели, конце мира. Видя, что насильников и угнетателей не удается покарать своими силами, мифотворцы - выразители настроения масс - придумывают для них божью кару. Более того, как предупреждения возникают легенды о странах далекого прошлого, где, мол, тоже правили жестокие богачи, но были наказаны высшей силою... Все так. И тем не менее мифологическая реальность не сводится лишь к образному выражению отношений в обществе. Под ней лежат действительные события. Однажды астрономы проанализировали прибалтийское сказание о ведьме, летающей ночью на серебряной метле - и пришли к выводу, что в сказке зашифрована память о появлении над этим регионом большой кометы... около 10 тысяч лет назад!
Недаром Николай Рерих подчеркивал познавательную ценность устной народной традиции: "Сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков". По мнению знатока античной культуры И.М. Трояновского, "миф никогда не рассматривается как вымысел"; мифы мыслились своими создателями, "как подлинная история, но история особенно ценная, устанавливающая нормы на будущее"...
Загадочное оружие древности.
Итак, примем за основу дальнейших рассуждений, что грандиозная катастрофа действительно была; что была она воистину всепланетной, вызванной, очевидно, столкновением Земли с крупным астероидом около 12 тыс. лет назад, - причем роковой "гость" из Космоса, по целому ряду данных, врезался в земную поверхность в районе Мексиканского залива. Предположим, что большинство людей вправду погибло и лишь небольшая кучка "праведников", предупрежденных о потопе, спаслась на гигантских ковчегах, сохранив своих домочадцев, животных и растения. Но если допотопные кораблестроители были способны собирать на своих верфях такие суда,- значит, мы имеем право говорить и о наличии на Земле цивилизации, куда более ранней, чем египетская или шумерская, и, возможно, бол ее высокоразвитой. Насколько же высоким был этот загадочный взлет науки и техники неведомых, незапамятно древних интеллектуалов?..
Перед нами - величайший из великих эпосов мира, индийская "Махабхарата". Поэму эту, создававшуюся много веков подряд и завершенную где-то к середине I тыс. н. э., слагают 18 книг; многие из них по объему больше "Илиады" Гомера... В книге десятой - "Нападение на спящих" - содержатся описания некоего оружия "Брахмаширас", примененного в великой битве двух царских родов за первенство в стране. Его использовал один из героев, Ашваттхаман, сын Дроны. Вот фрагменты главы XIV.
"...Остро жгучее оружие сына Дроны./ В ореоле лучей воссияло великим блеском./ Раздавались непрерывные раскаты грома, тысячами падали звезды./ Великий ужас во всех существах родился./ Мощный грохот возник в поднебесье, ярко вспыхивали огромные снопы молний./ Закачалась вся земля с ее горами, деревьями, лесами.../ Никогда превосходные великоколесничие, знатоки разного оружия./ Это оружие ни в коем случае против людей не обращали."
Конечно, все это можно назвать поэтической метафорой чудовищной грозы. Но вот несколько любопытных подробностей. Чтобы утихомирить Ашваттхамана, на поле битвы посланы два небесных мудреца-риши. Они велят остановить действие выпущенной на волю злой силы, - но сын Дрона отвечает, что сделать это можно лишь одним способом: "вонзив оружие в зародыши жен Пандавов" (т.е. [ жен врагов)! Звучит это так:
.,,Зародышей в пандавских кенщинах она убьет!/ Ведь величайшее оружие не может быть [тщетным! В редакционном предисловии к этой книге, выпущенной туркменским издательством в 1982 г., прямо говорится, что "при чтении описаний... "дивного оружия", испепеляющего все живое и поражающего механизмы наследственности, невольно напрашиваются аналогии с ракетно-ядерным и другим оружием современности. Такие параллели, по словам Роберта Юнга, приводили физики Эйнштейн и Оппенгеймер, знакомые с эпосом. Добавим, что название книги Р. Юнга о работе над американской атомной бомбой - "Ярче тысячи солнц" - тоже взято из таинственного эпоса Индии...
Возможность "атомной войны", описанной в древней поэме, подтверждается (разумеется, косвенно) не одними мифами. А. Горбовский пишет о том, что однажды в индийской земле археологами был выкопан скелет, чья радиоактивность превышала нормальную в десятки раз. Знаменитый ученый-востоковед и писатель Эндрю Томас сообщал, что ему приходилось видеть в Китае древние круги опаленной, оплавленной земли; причем эти круги находились в пустынной местности, где в ту пору китайские власти стали проводить ядерные испытания, и были в точности похожи на следы новых взрывов!
А вот такой факт. В книге "Достопамятности в мире", издания 1822 года, есть очерк под названием "Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии". Там описываются некие старинные каменные постройки, "на вершинах многих гор", чьи стены носят следы оплавления и словно покрыты стеклом. "Шотландские ученые прилежно вникали, каким образом были растапливаны сии каменья - особливо в такой стране, где совсем нет лесу..."
Кстати, Эндрю Томас в книге "Мы не первые" (Лондон, 1978) пишет, что подобные следы сверхвысоких температур несут на себе постройки древнего Мохенджо-Даро...
О рентгеновских зеркалах и клонированных гепардах.
Теперь - немного о "носителях" возможных атомных бомб древности. Первые упоминания о летательных аппаратах, виманах, содержатся в Ведах, самых ранних священных книгах все той же Индии. Главная из них, "Ригведа", в одном из гимнов повествует о небесной колеснице, способной лететь среди облаков "быстрее мысли". Этот аппарат имеет треугольную форму (совсем как дельтовидные современные истребители), был трехэтажным; вело его три пилота, а пассажиров в салоне могло находиться восемь. Колесница в полете издавала громкий звук, могла садиться на землю (имела для этого три колеса) и на воду. Другая вимана из "Ригведы" была сделана из трех металлов - золота, серебра и железа; она несла на себе четыре бака для жидкого топлива, а при взлете издавала оглушительный грохот и оставляла за собой ураганный ветер...
Об этих и других легендарных "самолетах", порой вполне убедительных, пишет в своей книге "Виманы в древней Индии" профессор Дилип Кумар Канджилал.
Свод китайских легенд, как ни странно - довольно точных в датировке, приводит данные о том, как некий Гоу Чжи в 2309 году до н. э. достиг Луны на искусственной птице, оставлявшей за собой "поток светящегося воздуха".
Хитроумные выдумки? Возможно, возможно... Но вот другой, широко известный факт. Однажды в музее Боготы, столице Колумбии, любознательный посетитель, геолог по фамилии Андерсен, заметил странную фигуркуиззолота. Надписьрядом называла старинное индейское изделие "птицевидным", - глаз ученого сразу отметил поразительные детали: треугольные дельтовидные крылья, нечто вроде открытого фонаря кабины, наконец, хвост с вертикальным стабилизатором, чего нет ни у одной птицы! Андерсен получил разрешение обследовать статуэтку. Специалисты по аэродинамике из США провели обмеры и расчеты, испытали "птичку" в аэродинамической трубе, где "обдувают" модели самолетов, и пришли к однозначному выводу: более тысячи лет назад индейскими мастерами была сделана... точная модель летательного аппарата, рассчитанного на полет в несколько раз быстрее звука. Орнамент, украшения - просто дань эпохе...
А сколько уже копий сломано спорщиками по поводу надгробной плиты VII века из подземелья Храма Надписей в мертвом городе Паленке, некогда - одном из главных центров культуры майя! Большинство исследователей видят в рельефе на этой плите лишь мифологическую сценку: усопшего правителя, возлежащего в загробном царстве под мировым древом. И действительно, под плитой покоится известный в истории майя владыка Паленке Ханааб Пакаль. Но больно велик соблазн увидеть в хитросплетениях каменной резьбы "подробную схему реактивного двигателя; устройство, засасывающее воздух, камеру сгорания, сопло!", - как утверждает Эрих фон Деникен. Честно говоря, похоже...
Особо ретивые сторонники гипотезы о технической пра- или предцивилизации (или о вмешательстве инопланетян в земную историю) даже русский иконописный канон "Спас в силах" порой толкуют, как стилизованное изображение человека, находящегося во взлетающей ракете...
Похоже, что до нас в виде мифов или произведений искусства доходят порой предельно искаженные, стилизованные, украшенные сказочными подробностями, но все же - образы "техногенного происхождения", ставшие более или менее понятными лишь в XX веке. На рельефах Ассирии кое-кто из наиболее смелых толкователей находит... танки, идущие на штурм крепости. Описания "железных колесниц" в одной из книг Библии, а также гигантской железной саранчи в Апокалипсисе также трактуются как попытки изобразить военную технику.
Китайское предание говорит о волшебном зеркале, с помощью которого человек (в данном случае его хозяин-император) мог видеть собственные внутренности. На знаменитых "черных камнях Ики", громадная коллекция которых собрана перуанским врачом Хавьером Кабрерой, в незапамятные времена были выгравированы изображения хирургических операций: кесарева сечения, трепанация черепа и даже пересадка сердца.
А вот скромная, но, похоже, самая доказательная находка: глиняный кувшинчик с находящимися внутри деталями из железа и меди, обнаруженная возле Багдада. Возраст - более 3 тысяч лет. Оказалось, что это гальванический элемент, "батарейка", дававшая довольно слабый, но надежный ток. Вполне вероятно, что подобными источниками энергии были снабжены и светильники древних египтян? Иначе как пояснить, что глубочайшие подземелья расписаны искусными фресками, а на потолке нет и следа копоти, которую должны были бы оставить любые свечи, лампады или факелы?
Немало есть доказательств того, что працивилизация располагала большими познаниями в генетике и селекции: до сих пор загадочно происхождение кукурузы и иных культурных злаков; непостижимы, с точки зрения природного развития, питательные свойства сои. Американский "Саайентифик джорнэл" опубликовал статью, где доказывалось, что гепарды, эти странные кошко-собаки, могут считаться... генетическими близнецами, чуть ли не клонами одной особи!
Но список подобных "чудес" легендарных, летописных или выявленных с помощью нынешней науки, можно продолжать на многих страницах.
|